Разделы
      НОВОСТИ          ПРЕСС-РЕЛИЗЫ       ЦЕНЫ        СТАТИСТИКА       СПРАВОЧНИКИ        КАТАЛОГ        ВЫСТАВКИ        ФОРУМ        ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ        ПОИСК     
12.11.2020

Производители ягод просят Минсельхоз решить проблемы с посадочным материалом

Низкая эффективность собственных программ селекции и сложности с допуском иностранных сортов ягод мешают развитию российского производства этой продукции. Для исправления ситуации участники рынка попросили Минсельхоз упростить регистрацию новых сортов и повысить защиту прав селекционеров. Сейчас для ягод в основном используется импортный посадочный материал, который зачастую ввозится по серым схемам.

Ягодный союз (объединяет более 50 производителей, переработчиков и др.) направил в Минсельхоз предложения по улучшению ситуации с обеспечением участников рынка посадочным материалом. Копия письма есть у “Ъ”. Как отмечается в обращении, сегодня российские селекционеры не готовы создавать сорта ягод с характеристиками, которые требуются для поставок в торговые сети. В результате производителям приходится переходить на выращивание иностранных сортов, но их внедрение тормозится сложными процедурами регистрации, трудностями в обеспечении защиты авторских прав и отсутствием программ адаптации на местном уровне, говорится в письме.
Директор «Тульской ягоды» Евгений Митницкий поясняет, что регистрация новых сортов на территории России занимает минимум два года, в результате большинство современных сортов ввозятся через серые схемы, что несет риски для производителей ягод.

Если с посадочным материалом возникают проблемы, предъявить претензии практически невозможно, указывает он. Гендиректор Ягодного союза Ирина Козий добавляет, что многие небольшие питомники в России предпочитают фактически «воровать» сорта, что помимо торможения развития собственной селекции ведет к отказу иностранных компаний выходить на рынок с совместными проектами.

Глава КФХ «Ника» Александр Бота говорит, что его хозяйство сейчас регистрирует три патента на сорта земляники итальянской селекционной компании New Fruits. После этого никто не должен иметь возможность использовать данный посадочный материал, но проконтролировать это практически невозможно, указывает он. Директор питомника «Школьный сад» Владимир Шиблев рассказал, что компании пришлось нанять юридическую службу для выявления нарушений патентных прав на сорта.
Как отмечают в Ягодном союзе, при имеющемся отставании от мировых стандартов селекции и текущем уровне финансирования прорыва в развитии собственной селекции ягод в краткосрочной или среднесрочной перспективе ожидать сложно.

По данным ассоциации, нидерландские и итальянские центры тратят на разработку одного нового сорта от €2 млн до €5 млн, что сравнимо с годовым объемом финансирования подпрограммы питомниководства и садоводства в России.

Для обеспечения развития ягодной отрасли России союз предлагает Минсельхозу обеспечить ускоренную регистрацию новых сортов ягодных культур, упростить процедуры выхода продукции на российский рынок, внедрить систему эффективных мер защиты прав патентообладателей, а также разработать систему роялти, лицензионных договоров и пр. По словам господина Митницкого, в результате иностранные селекционеры будут больше заинтересованы в продаже прав на сорта для российского рынка. По данным Минсельхоза, с начала года по 4 августа в России было собрано 10,8 тыс. тонн ягод, что на 35% больше, чем годом ранее.
Как Россия наращивает экспорт ягод

В Минсельхозе обращение Ягодного союза получили. Предложения использованы при рассмотрении соответствующих вопросов в рамках заседания рабочей группы по развитию садоводства и питомниководства, заявили там. В министерстве добавили, что на иностранный посадочный материал в отрасли в 2019 году приходилось менее 38%, а для ускоренного развития производства плодово-ягодной продукции на 2020–2022 годы уже предусмотрены дополнительные меры поддержки.

Директор «Совэкона» Андрей Сизов отмечает, что производителям посадочного материала и семян выгодны рынки с постоянным спросом — например, гибридных семян кукурузы и подсолнечника, которые не дают потомства, а не те, где занимаются воспроизведением их селекционных разработок.

Источник: kommersant.ru
Просмотры: сегодня: 4, всего: 258

Выставки и конференции по продуктам питания и аграрному рынку


Молочная
промышленность

Рыбная
промышленность

Сахарная
промышленность

Кондитерская
промышленность

Масложировая
промышленность

Кофе Чай Какао

Хлебопекарная
промышленность

Табачная
промышленность

Соки, воды и
безалкогольные напитки

Фрукты и овощи

Мясная
промышленность